Здравствуйте, мои прелестные искатели совершенства!
Сегодня тётя Луа расскажет вам о том, что такое "Мэри Сью" на примере своего долгого игрового опыта, а также метода проб и ошибок на ролевом пути...
Введение
Для начала, я думаю, стоит внести немного ясности и просветить незнающих, - что же это за явление, которое некоторые даже называют синдромом?
Мэри или же Марти (в своей мужской ипостаси) Сью — персонаж, которого его создатель наделил невероятно крутыми силами или же огромным количеством способностей, невероятным обаянием, неземной красотой, гениальной смекалкой, харизмой и везением... Этот список может варьироваться, но может содержать в себе и почти все пункты, а то и пополниться настолько, насколько позволяет безграничная фантазия автора. Например: такой персонаж может владеть одновременно несколькими видами магии, при этом уметь использовать любой вид оружия, а самому персонажу будет (в среднем) не более 25 лет - ведь это самый способный и невероятный на свете персонаж. |
Конечно, бывает и иначе, - автор может прибегнуть к героически полученным ранениям, но еще чаще использует приукрашенные и "лиричные" версии психических расстройств (сути которых зачастую не знает, оттого отыгрывает неверно), чтобы усилить "глубину" и "характер" своего персонажа. Ведь это добавляет драмы.
Вот она, эффектность, - когда божий одуванчик вдруг впадает в режим берсерка, единолично спасая всех вокруг (и, возможно, жертвуя собой в процессе, но обязательно выживая из-за припрятанных “козырей” в рукаве).
Давайте представим одного из таких персонажей. Я опишу женский вариант по понятным причинам:
И, еще до ее описания, первое, что может броситься в глаза, - это длинное имя, полное множества красивых имен связующих, и вмещающее в себя родовое древо... И ничего, что персонаж лишен высокого социального статуса. Впрочем, оно не всегда так.
Родителей своих наша Мэри не знает, но это были очень влиятельная и крутая пара или же один родитель, и по какой-то причине они либо бросили свое чадо, либо трагически умерли (Но чаще всего история умалчивает о контекстной нелепости смерти подобных существ, хотя более опытные авторы могут написать пару абзацев об этой трагической и драматичной истории… Заметили, как часто я использую слово “драма”? Его тут много, да).
Ребенка растят дальние родственники или же приемная семья, а еще возможен вариант с детским домом, - не забывайте, нам нужно больше драмы (если бы на Альме можно было бы создавать "последних" или "единственных" представителей вида - они бы непременно тут были).
С детства Мэри может пойти по двум дорогам, когда дело доходит до отношения с окружающими, но поскольку бесконтрольная, всеобъятная, невероятная любовь, граничащая с поклонением - самый явный признак плохого идеального персонажа, мы выберем полную противоположность - ее будут чмырить и ненавидеть, ведь тогда можно играть на жалость. Но мы то с вами знаем, что это все из зависти, ведь наша Сью - “harder, better, faster, stronger”, и, конечно же, у окружающих просто горит от ее чистоты, силы, обаяния, красоты, ума, хитрости… (продолжить список перков еще на один абзац).
Но, несмотря на все невзгоды, Сью остается образцом доброты! Она любит все живое и творит добро, не покладая рук, ведь моральные ценности - абсолютная программа, вбитая непонятно кем в мозг нашей девочки, даже если та прожила среди отбросов общества всю свою жизнь. И такое усердие мы, естественно, должны наградить ее чем-то особенным, - пусть она узнает лет в пятнадцать, кем были ее родители, а еще лучше давайте сделаем так, что она вовсе не человек! Ведь люди смертные и вообще слабые, кому это нужно? Все это были защитные чары, ведь наша Мэри - была особенным ребенком. А если с этой правдой окажется, что у нее есть магические способности на уровне магистра академии без какой-либо подготовки или же с их минимумом, - это будет и вовсе прекрасно! Правда теперь, когда она узнала свой секрет, о нем должны обязательно узнать и плохие парни, которые объявят на Мэри охоту, а пока ее не будет дома, при наличии родных, близких и друзей, злодеи естественно их убьют, чтобы у нашего персонажа появилась мотивация… и для драмы, не забываем о драме. И вот теперь она обозлилась и хочет мстить за смерть, но (!) для своих друзей она по прежнему будет лучом света, образцом героизма и самопожертвования, ведь она же идеальная. И когда наступает такой момент, она с охотой жертвует собой, не проявляя никакого страха, однако волшебным образом выживает.
Признаки Синдрома
Любой, любящий своего персонажа, автор будет защищать свое творение. Вы можете кричать с пеной у рта, что я клевещу на ваше творчество и ваш персонаж не является жертвой синдрома. Возможно, это действительно так.
Сильные персонажи не всегда являются Мэри и Марти, - если игрок отыгрывает реалистичные сложности, создает не высосанные из пальцы препятствия, которые способны сломить персонажа, это отлично. Если же у вас была юная девушка, что стала экспертом нескольких видов магии за пять лет, да еще и ножи метает сплошь хэдшотами, - у меня для вас плохая новость.
Все Мэри и Марти Сью без исключения обладают целым комплектом выдающихся талантов и способностей, но при “скромности” могут ограничиться всего одним-двумя пунктами:
• Трагической историей: это может быть страшная тайна, проклятье, чары, скрывающие истинную суть, тяжелое детство, умершие родители, насилие, жестокость, несчастная любовь и все в этом духе... причем не только по отдельности, но и вместе.
• Нереалистично сильными возможностями и/или их большим количеством.
• Мега-мощными артефактами в ассортименте и/или мега-оружием
• Впечатляющими боевыми навыками при отсутствии и/или минимуме обучения и невероятной скорости этого обучения.
• Богатым набором бытовых навыков, - у такого персонажа будет великолепный вкус, голос оперной певицы, грация балерины, а в свободное время она испечет вам тортик, каких не видали лучшие пекари Греса.
• Исключительными моральными качествами (кристально-чистая душа, доброта и бескорыстность, скромность). Не забываем, - ведь это "идеал". Этот персонаж готов в любой момент эффектно пожертвовать собой во имя высоких целей.
В случае "хитрой" Мэри Сью все эти качества могут быть скрыты за хамством, цинизмом и стервозностью, чтобы показать "глубину" персонажа. "Язвительный" характер или характер типа "я такая стерва", а также сомнительное чувство юмора и поведение, абсолютно не соответствующее культуре эпохи и страны.
• Брутальностью и мужественностью у юношей, от которых любая дама падет ниц.
• Неземной красотой у девушек, зачастую идущую в паре с фразой “я не такая”.
• Поражающе подвешенным языком, обаянием и харизмой (Пример: в Скайриме скилл “Красноречие” на соточку)
На последних двух пунктах особенно строится целый архетип Мэри Сью, когда на примере “светлого идеала” красота и харизма персонажа должна покорять и располагать к себе даже самых отпетых преступников, а еще лучше - исчадия преисподней, ведь именно благодаря им свет побеждает тьму лучами добра и волнами сексуальности.
Не стоит забывать о внешности персонажа. У Мэри и Марти Сью внешность играет огромную роль, и стоит отдельного внимания.
Это абсолютно идеализированный персонаж, порой граничащий или заходящий за границу абсурдности. И описанию внешности уделяется огромное количество времени, в котором автор, свято поклоняющийся своему творению, расскажет нам в подробностях все, вплоть до родинки на левой пятке в виде сердечка (а еще именно эта родинка является частью древнего пророчества, ага).
Редко когда Мэри Сью обладает нормальной внешностью, даже для своей расы, - авторы учатся занижать неотразимость своих персонажей лишь с опытом. В своем же большинстве Мэри и Марти - всегда божественно-грациозные обладатели идеальных фигур, фарфоровой кожи, внезапно аристократичными чертами лица (даже если они родились у крестьян, и ни о какой генетике речи не шло) с неконтролируемой, обычно длинной, “струящейся шелковистыми прядями” копной волос и “бездонными” глазами неестественного цвета, где последние еще и будут менять свой цвет для пущего эффекта.
Гардероба нашего персонажа это правило не обходит. По канону Мэри и Марти будет одеваться в то, во что осознанно или нет хочет одеваться сам автор, но по каким-то причинам не может носить подобную одежду (“и тело не идеально, и мамка наругает/дресс-код не позволяет/что скажут люди”), при этом, в большинстве случаев, логика и практичность тоже не имеют никакого значения, лишь бы образ подходил под эстетические (и, чаще всего, спорные) предпочтения создателя персонажа. Для особой “загадочности” и “мрачности” Мэри и Марти обычно носят черную одежду (однако, в зависимости от архетипа цвет может меняться) из самых разных материалов, однако кожа, бархат и шелк всегда будут в фаворе. Их одежда всегда будет сшита как на подбор, будь ты вельможей, наемником или крестьянской дочерью, - и если с первым вариантом все ясно, то у остальных будет не совсем ясно, где они достали дорогие ткани и нашли портного при отсутствии денег как таковых. Одежду почти обязательно будут дополнять украшения невероятной красоты и ценности, которые (“вот это поворот”) окажутся артефактами.
Весь этот образ, в купе с распущенной гривой или замысловатой прической, будет описываться как “элегантно”, “роскошно”, “изящно” и тому подобное.
Не стоит забывать, что в случае девушек их “роскошные” длинные платья из лучших шелков Гульрама, найденные в Клоаке Греса, будут изобиловать глубокими вырезами и широкими декольте, - ведь идеальная фигура Сью создается не создается просто так, все мужики должны автоматом смотреть на округлости подобных дам, дабы те могли показать “характер” или хотя бы возмущенно прыснуть на мужскую похотливость и в очередной раз закричать, что “она не такая”, пока автор будет в тайне надеяться на обратное... Да, вы можете опровергнуть эту часть, но я говорю статистически.
ФРПГ и Мэри Сью
А теперь давайте подумаем, что становится причиной таких частых появлений Мэри Сью на Альмарене и подобных проектах?
Одной из таких причин является простая и элементарная “компенсация”, - большинство молодых авторов, а также людей, испытывающих жизненные кризисы, создают подобных персонажей, чтобы заглушить собственные комплексы и неуверенность в себе: “Я не красавец? Да о красоте моего персонажа будут слагать легенды!”, “Я слаб? А вот мой персонаж порвет всех на Британский флаг!”, - конечно же, в большинстве случаев это происходит подсознательно. Также, распространенная ошибка начинающих игроков заключается в мышлении, что - раз это фэнтези - недостаточно сильного и/или красивого персонажа просто не примут. И это совершенно ошибочное мнение.
Проблемы с Мэри и Марти Сью специфически в ролевых играх является то, что они зачастую претендуют на то, чем они не являются. И дело не только в их красоте, способностях и том, что у них ещё и всё всегда получается.
Создав персонажа с одним характером, неопытные или “просебятные” игроки начинают менять персонажа в ходе игры. Даже самая невинная овечка обратится цербером, если ей что-то или кто-то не нравится, даже если в квенте не будет написано ни о каких приступах злости, а сам персонаж будет принят как “законно-добрый”, то есть, по сути, не способный проявлять подобные эмоции. И это лишь полбеды…
Сью невозможно победить, - такой персонаж находит выход из любой ситуации. Поскольку развивать одновременно все стороны персонажа невозможно, описание всех умений и способностей будет представлено как данность, история которой осталась за кадром, после чего, в случае претензий от соигроков или АМС, игрок начнет настаивать на том, что персонаж может все описанное. Основной аргумент в этом споре с мастером обычно сводится к тому, что раз тот одобрил квенту или изменения в ней, то он автоматически согласился с наличием у персонажа всего упомянутого. Также зачастую эти игроки нарушают правила текстовых ролевых, описывая завершенное действие других персонажей, не оставляя им выбора, или же спасая себя действием пост-фактум, когда по правилам избежать ущерб уже не представляется возможным.
Небольшое лирическое отступление:
Проект, на которого я познакомилась с Эребом и с которого последовала за ним сюда, славился опытными игроками и жесткой администрацией, где минимальный объем поста был 35 строк
(...и некоторые жаловались, что поднятие до 1500 символов - это слишком),
а Мэри и Марти Сью были запрещены правилами как, своего рода, литературный грех.
Потому любое, даже мизерное их проявление в квенте и постах пресекалось достаточно быстро, и, честно, мне этого не хватает, хотя я понимаю, что Альмарен - более открыт и добр к начинающим игрокам, в чем есть свои плюсы.
Как с этим бороться?
Как я уже сказала, в литературном мире подобный синдром считается грехом. И я не могу никого за это винить, - истории, главные герои которых являются этими существами, нелепы, неинтересны или же быстро надоедают.
Если вы читаете этот текст и осознаете, что ваш персонаж Мэри или Марти, вам стоит пересмотреть его концепцию.
Как шутили в одной из статей о синдроме Мэри Сью: "Давить её надо ещё во младенчестве, иначе она вырастет, начнет эволюционировать и превратится в вирус, заражая других". Как бы это не было прискорбно, - от части в этой шутке есть доля правды, и, в подобных сообществах, молодые и неопытные игроки, видя подобных супер-мега-крутых персонажей, наталкиваются на ошибку с "недостаточно сильными и красивыми" персонажами и желают создать нечто подобное, культивируя популяцию Сью. Более того, в случае множественных побед подобных персонажей, хорошие игроки соскальзывают на подобную дорогу, - ведь их персонаж беспомощен по сравнению с "зараженным".
Однако, не все так плохо. Данный синдром имеет свойство проходить самостоятельно с опытом и возрастом игрока, и почти все авторы когда-либо создавали хотя бы одного такого персонажа, - это тоже нормально.
В данном вопросе опыт действительно играет одну из главных ролей, а также игроку может помочь конструктивная критика более опытных товарищей. К сожалению, это происходит не со всеми, и в некоторых случаях синдром идет по сценарию упомянутой мной шутки.
Итак, как же бороться с синдромом Мэри и Марти Сью, если вы увидели симптомы в вашем персонаже?
Давайте начнем с очевидного, с того, что видят все - с внешности.
Сделайте вашего персонажа худощавым, если его не докармливали в детстве и он жил в трущобах. Или же, наоборот, нарастите ему немного жирка, если это ленивый вельможа, что целыми днями сидит в своем большом доме. Пусть ваш персонаж хромает, косолапит, пусть у него будет нервный тик в стрессовых ситуациях.
Кожа лица также бывает фарфоровой лишь у кукол. Добавьте мелкие изъяны, если не хотите “портить” ваш идеал красоты шрамами или ожогами, - небольшие проблемы с кожей (особенно, если ваш персонаж еще подросток) добавят реализма, а в сухих, покусанных и потрескавшихся губах нет ничего криминального. Поиграйте и с волосами, - ведь в средневековые годы, уход за ними радикально отличался, а при нехватке витаминов или большом возрасте они и вовсе могут истончиться, посечься и частично… или же полностью повыпадать. То же самое касается ресниц и губ. Насколько, мне известно, на Альмарене еще не завелось косметологов и пластических хирургов, потому ресницы вам никто не нарастит, а о гиалуроновой кислоте еще никто не знает.
Следующим идет характер: ваш персонаж не может быть идеальным и двухмерным - сделайте его живым. Это не так сложно, как кажется, - не можете придумать что-то “оригинальное”? Возьмите по одной хорошей и одной плохой черте своего характера! Если вы начинающий игрок - вам будет проще сопереживать вашему творению и описывать его эмоции. Пускай он сначала говорит, а потом думает, совершает ошибки. Нет ничего стыдного, если вы сделали персонажа немного глуповатым, или даже эгоистичной. Хуже, если вы прописали его как “умное не по годам” и бескорыстное существо, которое проявляет глупость и эгоистичность на деле. Пусть, попав в неугодные для себя условия, он постоянно ноет и жалуется! Кому охота оказаться посреди пурги в Сгирде зимой? Также жизни вашему творению придаст какая-либо фобия, бзик или даже дурная привычка. Вы не хотите, чтобы персонаж курил или пил? Пусть грызет ногти на нервной почве.
Далее, - история. Трагическая биография - столь избитая тропа, что это уже считается нормой. Почему ваш персонаж не может быть, например, простым человеком с живой и любящей семьей, состоящих из таких же простых людей? Вы хотите выбиться? Прочитайте про средневековых рыцарей, которых забирали на службу мальчиками на роль оруженосцев! Фантазия, описание рас и знание эпох - ваше оружие, но не перегибайте палку. А семью всегда можно отыграть самостоятельно или с друзьями, создав для персонажа уютный теплый дом... Конечно, если вы хотите. Но если вы уж решили сделать персонажу трагическое прошлое, полное обид, насилия и жестокости, снимите розовые очки и подумайте логично, как бы такая жизнь извратила ваш разум и стерла грань между плохим и хорошем?
А теперь поговорим о самой наболевшей теме всех Сью - их способностях. Вы наделили его силой, ловкостью, физическими и магическими умениями, но персонаж так и не знает слабости, а еще это бессмертный человек без конкретного описания?
Хорошо, теперь удалите все эти умения. Для начала избавьте это существо от бессмертия, если оно не может является характеристикой расы, либо прибавьте ему возраст, где большое количество сил или их мощь будет уместна (но при этом стоит вспомнить, - характер прожившего несколько лет и несколько веков существ радикально отличается друг от друга: рассчитывайте свои силы). Помните, бессмертие Альмарена касается лишь естественного старения и смерти…Непобедимость же просто дурной тон и обычно пресекается мастерами.
Остановитесь на чем-то одном - это может быть сильный воин-кузнец, либо же физически слабый маг, зато орудующий в двух дисциплинах. В случае, если вы хотите получить несколько умений, - рассчитайте возраст персонажа, а также возможность его обучения и затраченное на него время. Пусть одно умение будет намного сильнее других как основа, остальные же будут лишь вспомогательными средствами. Возможно, ваш персонаж даже знает больше, чем умеет. Это может касаться какого-либо сложного заклинания, которое он не в состоянии скастовать самостоятельно. Либо, пусть ваш персонаж будет очень сильным, но момент его силы будет краток, а использование этих сил будет иметь сильные побочные действия, например, обморок или сильную мигрень.
Все мы – авторы – любим своих персонажей. В поисках совершенства и попытках сделать сильного персонажа вы можете "подпортить" его настолько, что превратите его в совершенно отдельный подвид, который называют Анти-Сью, которые просто являются противоположной крайностью. Если раньше ваш персонаж мог разделаться голыми руками с отрядом наемников, - теперь его побьют пьяницы в таверне, если раньше он был красноречивым и смелым, - теперь он полное ничтожество и трус, которого презирают даже калеки. У персонажа была куча поклонников? Теперь он никому не нужен! А ещё лучше — пусть его изнасилуют противоестественным образом. Ему всегда везло? А теперь он и из дома выйти не может, чтобы его не побили и не ограбили, даже если никого, кроме него, вокруг не грабят и не бьют.
Надо отметить, что и в хорошей литературе герои часто терпят неудачи, лишаются конечностей, всех родных и близких, трусят, предают, садятся на наркотики и проваливают квесты, но в случае с Анти-Сью совершенно непонятно, как такой персонаж вообще живет.
Принцип борьбы с Мэри Сью - сделать персонажа живым и реалистичным, даже в нашем сеттинге. Остановитесь на золотой середине и помните, меру нужно знать во всем.
Отредактировано Луа'тлар Ренор (2017-10-03 18:56:20)